Logo
Новости :: Библиотека :: Галерея :: Форум :: Почта :: Поиск
:
:


 
Сделать стартовой ] [ Добавить в избранное ] [ Написать авторам ] [ Регистрация ] 
Керамический комплекс из собора Богоявленского монастыря, Беляев Л.А.
1Новый, ныне существующий собор был построен в 1693—1696 годах вместо существовавшего ранее. Исследования в нем были предприняты в связи с большой реставрацией и приспособлением сооружения, начатой на рубеже 1970—1980-х годов. Работы в четверике собора, в том числе археологические, проводились с конца 1986 по начало 1988 года. Материалы по ним см.: Беляев Л. А. Отчет о результатах археологических исследований по памятнику истории и культуры собору Богоявленского монастыря в 1987 году // Архив ИА. Р—1. № 11996; он же. Отчет о результатах археологических исследований в ходе реставрации памятника истории и культуры собора Богоявленского монастыря в г. Москве за 1988 год // Там же.
2Никольская Т. Н. Земля вятичей. М.. 1981. С. 113, 228, 263.
3Определение было осуществлено в лаборатории ткани ВНИИРа Елкиной А. К., любезности которой я обязан сообщенными сведениями и указанной аналогией.
4Плитки пола с углублением на оборотной стороне, скощенными краями и поливной по ангобу поверхностью известны начиная с конца домонгольского времени, но в раннемосковских памятниках они встречаются удивительно стабильно, причем именно там, где еще нет каменных храмов. Вероятно, ими по каким-то причинам стремились вымостить полы в деревянных сооружениях. Они встречены на некрополе Коломенского и в слое, предшествующем постройке церкви Вознесения (см. статью "Керамический комплекс из Коломенского" в настоящем сборнике). Суммарно их можно датировать от рубежа ХII—ХIII вв. до начала ХVI века, когда "ковчег" исчезает. Плитки типа найденной в Богоявлении особенно типичны для Москвы ХIV—ХV веков — они квадратные, со стороной около 19 см.
5Шеляпина Н. С. Надгробия ХIII—ХIV вв. из раскопок в Московском Кремле // СА. 1971. №5. С. 284—289.
6Эти документы опубликованы: Акты московских монастырей и соборов их архивов Успенского собора и Богоявленского монастыря. М., 1984. С. 229—230, С. 194. Сведения об основании храма Протасием, московским» тысяцким, повторяются в синодиках монастыря ХVII— ХVIII вв.. однако Н. В. Галактионовой, собиравшей данные по истории собора для реставрации монастыря, обнаружен и продатирован синодик середины ХVI века из собрания ГПБ, где также есть запись-помета против имени Протасия: "Совершал храм каменну по государеву повелению". Пользуюсь случаем поблагодарить ее за это сообщение.
7В. А. Кучкин любезно указал мне на несоответствие между наличием упоминаний о Богоявленском монастыре как месте пострижения митрополита Алексея и игуменства старшего брата Сергия Радонежского — Стефана в поздних редакциях их житий, в то время как в ранних вариантах этот монастырь не упомянут, и в таком случае первое летописное упоминание его переносится на 1373 год. когда совершались похороны Василия Вельяминова. Однако, так или иначе, а поздняя традиция, начиная минимум с рубежа ХV—ХVI веков, называет Богоявленский в числе первых монастырей города, его связь с родом Вельяминовых не может вызывать сомнений. "просопография" монастыря вероятно должна все же включать и род Федора Бяконта. могилу которого традиционно числили именно в данном монастыре, и князя Симеона Ивановича. Не пытаясь в данной статье разбирать вопрос, укажу, что для построения общей хронологии сегодня в принципе достаточно только археологических материалов, но построенная таким образом шкала отнюдь не делает невозможным серьезное отношение к сообщениям монастырских и вообще поздних источников по его ранней истории.
Наши интернет-партнеры и просто хорошие сайты :) Обмен баннерами

Page generation time: 0.4912